coffee_maniac (coffe_maniac) wrote,
coffee_maniac
coffe_maniac

Categories:

ОТКРЫТИЕ. ДИСЛЕКСИЯ.



Вы не представляете, как я ценю возможность читать и писать, но буквально 17 лет назад, для меня это было нереальной вещью. Я читала бегло, быстрее всех в классе, но даже когда замедлялась, я ничего не понимала. Элементарно прочитать даже простой текст и пересказать его было непосильной ношей. Может поэтому, не умея нормально понимать чужое, я сочиняла свое.
С письмом дело обстояло ещё хуже. Кривой и грязный почерк, пропущенные буквы, а порой и целые слоги. Я не умела элементарно без ошибок переписать пример или упражнение. Мама называла меня невнимательной, ругала за додумывание окончаний и слов. Может, по этой причине все мои уроки так тщательно проверялись. Однажды я переписывала упражнение восемь раз, и мама выйдя из себя разорвала мою тетрадь, много я тогда наслушалась. С 1 по 6 класс, мне было нелегко. Мало я была непослушным ребенком, ещё в добавок была проблема с пониманием и запоминанием по средствам чтения.
Я не помню, что я читала до 6 класса, только стихи. Сейчас, когда я что-то встречаю, это только отголоски. Да, читала, но вот о чем не знаю. В стихах не было длинного бессмысленного, как мне казалось текста. Стихи были песней для меня, а музыка всегда мне давалась легко. Многие стихи, которые нравились, помню до сих пор.
Обычно проблема проявлялась уже при чтении первого абзаца. Как в школе читают на общем чтении в классе, сначала один, потом другой. Когда очередь доходила до меня, я бегло читала свой абзац, конечно же, спутав все окончания и додумав их. А когда доходило до пересказа: "Сашенька, а расскажи нам, что ты прочитала?" Мои глаза делались сначала шарами, а потом я усиленно щурилась, дёргала себя за мочку уха, и пыталась вспомнить, что же там было, и понимала, что ничего. Текст будто не задерживался в голове. И хотя я была полным сосредоточием и мысли мои не летали, я не помнила, что только что было прочитано. Но такой проблемы не было, когда читали другие. Я умела учить стихи, пока другие дети рассказывали их, что меня не раз выручало. Это же как в детском саду выучить песенку.
По-моему волновалась за меня учительница русского языка и литературы, она всё время приговаривала: "Ты пишешь отличные сочинения, ты хорошо отвечаешь, но что-то происходит в твоей голове, куда летят твои мысли, когда мы читаем? Ты же в книги видишь фигу. А что будет дальше? Физика, Химия, Геометрия, Анатомия". Многие думали, что я витаю в облаках, но, увы, я тогда ещё не летала, я и сама не понимала, что со мной.
Первая книга, которую я прочитала и поняла, Чебурашка и Гена. Она лежала долго и мозолила мне глаза, в детстве мне её мама и бабушка читали, я взяла и подумала, почему бы нет, я же мультик читала, может, образы лягут на слова. Я знаю, многие в 11 лет уже перечитали всю домашнюю библиотеку. Но мне не стыдно, так устроен мой мозг. Родители не забивали на меня, занимались со мной. Мама помогала мне с чтением школьных книг, мы обсуждали, где-то мне что-то объяснили, иногда зачитывали. В ход шло всё, что могло как-нибудь понять мне с текстом. Иногда это были коротенькие заметки, планы, кстати что помогало мне уже при изучении более сложных текстов, чем школьная литература.
Ситуация улучшилась в 7 классе. Дубровский, Мастер и Маргарита, уже читались взахлеб. Были моменты, конечно. Например 3 главу про Иешуа Га-Ноцри, я смогла прочитать полностью только в 16 лет, мозг оказывался принимать. Фонвизин "Недоросль" в 6 или 7 классе точно не помню, нам с мамой пришлось читать совместного, очень туго давалась книга. Есть книги, которые не даются, но это уже, наверное, вопрос предпочтений, а там, кто знает. "Три мушкетёры" были прочитаны в четырнадцать уже просто ради интереса, запомню или не запомню. Например такие лёгкие, как Гарри Поттер заглатывались легко. "Мёртвые души", "Преступление и наказание", до сих пор приводят в ступор, читаются через силу, не откладываясь в голове абсолютно. Всё что помню из "Преступления и наказания", это как у героя упала фетровая или вельветовая, кажется, шляпа, и как он мучился в лихорадке, остальное, чёрное пятно.
Из-за проблем чтения хромали другие предметы, математика, биология. Я не могла нормально переписать примеры, пропускала цифры, путала плюсы и минусы, неправильно ставила местами цифры в числе, от чего пример получался не таким, соответственно ответ тоже. Так что с математикой долго была полная ж*** Хорошо, что другие сложные предметы пришли уже позже, когда ситуация стала лучше. Хотя цифры и буквы пропускаю до сих пор, могу напутать с окончаниями, особенно когда спешу.
Не давно после просмотра одного видео, где актер говорил о дислексии, я опять пришла к выводу, что она у меня была. Не в сильной форме, но отравляла жизнь. Я всё удивлялась, как так бывает, что люди не умеют запоминать или анализировать информацию полученную с текста, а потом вспомнила саму себя, как билась над каждым предложением, над каждым абзацем. И поняла, что дислексия это не только об известных и творческих людях, но и обо мне. Знай мои родители тогда об этом, сделали, наверное, что-нибудь, а не причитали, что ребенок не может толком читать и запоминать. На фоне невозможности усваивать информацию с письменного источника, у меня выработалась другая особенность, как и ю любого аудиала. Слушать ответы других, анализировать и отвечать, не читая. Это помогло мне не читать Войну и мир и ненавистное Преступление и наказание. Так я могла послушать учителя на уроке, и прийти домой не обременяя себя чтением, потому что уже всё запомнила. Но это уже было больше к старшим классам, в младших я всё равно усиленно пыталась заставить себя запомнить хоть что-то из прочитанного.
Когда дислексия отступила, я наконец, смогла заняться своим почерком. Он у меня был бедой. Сначала буквы были грязные, какой-то непонятной формы, потом заборы. В летние каникулы между 6 и 7 классом я писала алфавит, переписывала песни, работала усиленно над почерком. Буковки стали кругленькие, понятные, а главное аккуратные, что меня впервые за всю школу начали хвалить. Конечно, когда я тороплюсь, это как и у всех, что-то непонятное размашистое, но в основном уже не тот кошмар. Некоторая детскость почерка всё-таки осталась, но это, наверное, те отголоски.
Мне кажется, нынешним детям везет больше в плане внимания от окружающих, доступности для родителей некоторой информации. Сейчас целые программы "Как учить дислексика", а тогда родители задавались только одним вопросом, не связанным с психологической особенностью "как учить вашего ребенка, если он олень?" А сейчас вон, интернет, хотя бы даст отправную точку, откуда скакать, а тогда многое было упущено.
Мне кажется, дислексия полностью не уходит, и где-то её отголоски ещё проявляют себя, но уже не так очевидно.
Покупая сегодня маме в подарок книги, я думала: "Боже, как же хорошо уметь читать и писать! Как я жила без этой уникальной возможности?"

и уже совсем где-то глубоко внутри: "Лишь бы мои дети не подхватили все эти плохие выверты моей нервной системы от меня".
Tags: дети, здоровье, наулицезима, общество
Subscribe

  • Я и снеговик.

    Помню дело зимой было. Бунтарский шестнадцать, когда язык не прикусишь, не промолчишь. Как взрослого человека воспринимать не хотят, личное…

  • За фото бывает стыдно.

    2002 год. Я. Не фотографируйте когда я ем. У меня подобных фото целая серия. Я не ханжа, но у меня есть определенная позиция, и…

  • Причина для того, чтобы разочароваться во мне.

    Я не люблю детей, с того момента, как мне исполнилось пять. Меня заставляли держать на руках мою шестимесячную кузину. Я умоляла, чтобы у меня её…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments